Как транспортные хабы повлияют на экономику региона
Регион Азовского моря обладает серьезным экономическим потенциалом, уверены опрошенные «Известиями» эксперты. Прежде всего, речь идет о водном транспортном хабе, мощности которого оценивают в 17 млн т в год при текущих 8 млн т. Тем более развивать и наращивать этот потенциал можно будет в ближайшем будущем: порты Мариуполя и Бердянска заработают в полную силу уже через год-два. Хорошие перспективы и у развития береговой зоны моря: восстановление прибрежных городов можно проводить в комплексе с развитием туриндустрии.
Азовское море — это уникальный водный транспортный хаб
Потенциал внутри
Пляж на Белосарайской косе на берегу Азовского моря
Азовское море стало внутренним морем РФ и экономический потенциал — главный аспект использования этого водоема, сказала «Известиям» доцент департамента экономики и управления Института экономики, управления и права Ольга Карабанова.
1
млн т
В ГОД достигал грузооборот Азовского моря во времена СССР
Азовское море — это уникальный водный транспортный хаб, который через Волго-Донской канал соединяет нашу «континентальную» водную транспортную сеть, Каспийское море и через Средиземное море дает выход в Атлантический океан. Донбасский уголь, керченская руда и краснодарская пшеница смогут уходить через эти порты на мировой рынок, пополняя бюджет России.
Ольга Карабанова
Доцент департамента экономики и управления Института экономики, управления и права
Виды Мариуполя (в советское время — город Жданов)
Например, Мариупольский порт может принять суда длиной до 240 м и осадкой 7,7 м. Этого вполне достаточно для торгово-экономического развития, а наличие ледокола и буксиров позволяет обеспечить круглогодичную навигацию. Такая инфраструктура уже позволяет принимать насыпные грузы, необходимые металлургической и строительной промышленности, зерно, продолжила Ольга Карабанова.
Для сравнения: во времена СССР грузооборот Азовского моря достигал 17 млн т в год, в 2021 году он достиг чуть более 8 млн т в год. Поэтому потенциал развития можно оценивать исходя из этих цифр, заметила эксперт.
Проблема природного характера, которую нельзя решить, связана с тем, Азовское море достаточно мелкое для больших судов, обращает внимание эксперт. Однако, несмотря на это, грузопоток через него достаточно большой.
1
метров
длина Судов, которые может принять Мариупольский порт
до
Новые портовые мощности и туризм
Узнайте больше об экономике региона в аудиосправке «Известий»
Переход Азовского моря в статус внутренних вод России кардинально изменит экономику прибрежных городов, сказала «Известиям» управляющий партнёр аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
Порты Мариуполя и Бердянска смогут заработать в полную силу уже через год-два, хотя для возобновления их работы и может потребоваться реконструкция, уверена она.
В 2021 году порт Бердянска сократил перевалку грузов на 24,6%, до 1,621 млн т. : В порту Мариуполя этот показатель упал на 2,9% до 6,306 млн т. В отсутствие или при значительном снижении числа диверсионных провокаций препятствий для полноценной работы портов не будет.
Работа порта Бердянска
Их полноценная работа особенно важна и потому, что позволит существенно уменьшить нагрузку на Крымский мост. Порты имеют круглогодичную навигацию, они могут принимать и отправлять различные грузы, в том числе насыпные — уголь, щебень, пояснил «Известиям» доцент программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев. — Они могут постоянно отгружать продукцию сельского хозяйства, которая востребована во всем мире, — заметил он.
В этих регионах находятся основные потребители российской продукции, кроме того, через эти страны пролегают важные экспортные маршруты.
— Так, выход в Черное море через турецкие проливы в Мраморное и Средиземное моря, по Волго-Донскому каналу в Каспийское имеют стратегическое значение для экспортного потенциала зерновых и продовольствия.
Новые возможности
Береговая зона Азовского моря имеет значительную экономическую перспективу, которую ранее еще не использовали, считает Хаджимурад Белхароев
Пляж на Белосарайской косе на берегу Азовского моря — популярное место отдыха недалеко от Мариуполя
Строительство транспортного перехода через Керченский пролив на острове Тузла в Азовском море
Восстановление прибрежных городов следует производить в комплексе с развитием туриндустрии, тем более в РФ уже созрела необходимость в создании туристического кластера: основные потоки отдыхающих граждан можно вернуть на наши берега.
Хаджимурад Белхароев
Доцент программы «Международная экономическая безопасность» Института мировой экономики и бизнеса РУДН
Это касается, в первую очередь, туристов, которые в поисках наилучшего соотношения цены и качества сегодня выбирают такие направления, как Турция или Египет.
Море практически не замерзает, поэтому здесь можно развивать санаторно-курортный отдых вместе с лечением, любительской рыбалкой и прогулками.
Тогда как развертывание масштабной нефтедобычи в Азовском море, по крайней мере сейчас, — нецелесообразно, уверена руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
Азовское море в этом смысле имеет ряд преимуществ перед другими водоемами в нашей стране, оно является внутренним, а это значит, что всю береговую зону можно использовать при организации зон отдыха.
1
млн т
объем месторождения нефти в Азовском море, по результатам геологоразведки
По результатам геологоразведки месторождения нефти обнаруживаются, их объем, например, составляет до 5 млн т. Это и другие месторождения классифицируются как мелкие, плюс добыча углеводородов всегда связана с экологическими рисками, а прибрежные районы и акватория Азовского моря уже изрядно пострадали.
Ольга Орлова
Руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа
Судно у причала Таманского терминала навалочных грузов — первого и крупнейшего на территории Азово-Черноморского бассейна
По ее мнению, больший интерес представляет открытие месторождения пресной воды — около 100 млрд кубометров. Это может помочь с обеспечением водой Крымского полуострова, ранее зависимого от внешних источников подачи питьевой воды, а также других южных регионов.
1
млрд
кубометров пресной воды в Азовском море
Портовые мощности (в год)
Благодаря ледоколам порты работают круглогодично
Какие суда могут заходить
Каспийское море — Волго-Донский канал — Азовское море — Черное море — Средиземное и Атлантику
До 240 м - длина
До 7 м - осадка
80-100 тыс. тонн - грузоподъемность
Что отправляем
Донбасский уголь
Керченская руда
Краснодарская пшеница
Маршрут
Мощность хаба 42 млн тонн
Мощность хаба 4,3 млн тонн
Мощность хаба 9,6 млн тонн
Мощность хаба 8,5 млн тонн
С 2016 года не работает из-за обмеления акватории
Мощность хаба: до 1 млн тонн — в ближайшие годы 4,5 млн тонн — максимальная / в перспективе
Мощность хаба: 3−5 млн тонн — в ближайшие годы 17 млн тонн — максимальная / в перспективе